
Торговое холодильное оборудование, применяемое в торговле, делится на "встроенный" и "выносной" холод. Выбор холодильного оборудования во многом зависит от помещения, где будет располагаться магазин, и первоначальных затрат на комплект. От класса холодильного оборудования зависит качество и сохранность продуктов, а от дизайна и обзорности холодильных витрин зависит продажа товара. Очень важным фактором являются эксплуатация оборудования и оптимальная его работа. В конструктивное решение торгового оборудования со "встроенным" холодом включен холодильный агрегат. Таким образом, каждая единица оборудования (витрина, горка, бонета и т. д.), работает в автономном режиме. Недостатки оборудования со "встроенным" холодом - это выделение тепла и высокий уровень шума в торговом зале, повышенное электропотребление, относительно низкий ресурс и надежность оборудования по сравнению с "выносным" холодом. Для оснащения крупных, средних и небольших магазинов оборудованием с "выносным" холодом на первом этапе ресурсов тратится больше: больше времени занимает монтаж, общестроительные работы (прокладка хладотрас, прокладка труб для слива дренажа при оттаивании и т. д.), а также основным фактором являются экономические соображения. Тем не менее, преимущества более совершенной технологии становятся все очевиднее для владельцев магазинов. Торговым оборудованием с выносной системой холодоснабжения называют систему холодильного оборудования, в которой оптимально используется холодильная мощность компрессора и существует центральное управление. Принципиальное отличие от обычного "встроенного" холода в том, что холодильный агрегат находится не внутри каждой витрины, а вынесен отдельным блоком в специально отведенное помещение. Схема устройства следующая: торговая холодильная мебель устанавливается в торговом зале, холодильный агрегат помещается в подсобных помещениях или в специальных пристройках, а выносной конденсатор крепится на стене или крыше здания. Все части оборудования соединяются между собой холодильными трубопроводами, циркулирующими по системе хладагент. Использование систем выносного холодоснабжения решает ряд проблем и имеет преимущества относительно "встроенного" холода: - тепло, выделяющееся при работе системы, выбрасывается наружу, а не внутрь помещения. Следовательно, микроклимат в торговом зале и условия работы продавцов и пребывания покупателей становятся более комфортными. Снижаются затраты на кондиционирование воздуха (особенно это актуально летом, когда к естественно высокой температуре воздуха добавляется тепло от работы холодильного оборудования). - звук от работы компрессоров не в торговом зале, а в машинном отделении. Это позволяет понизить уровень шума в торговом зале, повышается уровень комфорта магазина. - высокая надежность и долговечность оборудования за счет использования специальных типов компрессоров и их дублирования. Центральные системы холодоснабжения рассчитаны на длительные сроки службы. Используемые компрессоры средней и повышенной мощности более устойчивы к напряженным режимам работы. Срок службы таких компрессоров не менее 8-10 лет, что в два раза больше оборудования со "встроенным" холодом. - значительная экономия электроэнергии. К примеру: если работает 5 больших компрессоров, то их КПД больше, чем у 40 маленьких (встроенных). При подсчетах расходов за год, соотношение будет следующим: супермаркет потребляет 100% электроэнергии, при этом на компрессорное оборудование приходится 30%. Таким образом, при экономии 20% от расхода на компрессорное оборудование экономия общего расхода составит 6%. Принимая во внимание большой срок службы системы выносного холодоснабжения, за 10-15 лет абсолютные цифры сэкономленных средств окажутся весьма внушительными. - существенно больший полезный объем и площадь экспозиции. - возможность компьютерного, дистанционного контроля и регулирования параметров всех холодильных объектов с выносной системой холодоснабжения. В основном используются централи с двумя температурными режимами: среднетемпературный и низкотемпературный. Выносные холодильные системы комплектуют микропроцессорными блоками управления, которые позволяют задавать необходимый температурный режим работы оборудования, параметры автоматической оттайки, обеспечивают защиту системы от сбоев в энергоснабжении, от последствий аварийных ситуаций в работе установки, запуск двигателей компрессоров с разгрузкой, равномерность загрузки электропотребителей и т. д.

Центральные схемы холодоснабжения довольно сложны и требуют высокопрофессиональной разработки, монтажных работ, квалифицированного технического обслуживания. При разработке и проектировании магазина необходимо работать в альянсе со строительной организацией, которая строит магазин или проводит его переоборудование. При работе в таком альянсе, возможно сразу решить очень важные вопросы поставки, установки и подключения оборудования: - размещение компрессорных централей в подсобных помещениях или в специальных пристройках (в основном, это большие дверные проемы, коридоры, неудобные помещения и т. д.); - оснащение машинного отделения системами снижения уровня вибрации и шума; - оснащение машинного отделения системой общеобменной и аварийной вентиляции; - оснащение машинного отделения необходимой электрической мощностью, системой заземления и питания и т. д. Одной из особенностей с центральным холодоснабжением является то, что торговое холодильное оборудование можно установить в торговом зале в произвольные необходимые линии. Таким образом, можно сделать индивидуальный проект планировки торгового зала, учитывая особенности помещения и размещения группы товаров. Это позволяет значительно увеличить проходимость торгового зала, помогает сконцентрировать внимание покупателя. Мировые лидеры в производстве торгового холодильного оборудования предлагают полный ассортимент под выносной холод: прилавки, горки, бонеты, комбинированные шкафы и т. п. Предоставляют различные варианты по размерам модулей оборудования, конструктивные варианты, смешанные варианты по температурным режимам, различные цветовые решения и т. д. Богатая линейка торговой мебели позволяет найти эксклюзивные решения планировки любого торгового помещения и удовлетворить любой каприз владельца магазина.
Тенденции развития магазиностроения таковы, что выносная система холодоснабжения постепенно завоевывает не только рынок оборудования для супермаркетов, но и внедряется в нишу оборудования для магазинов средней торговой площади.
|